◄ Вернуться назад Записаться


Йога


Слово «йога» в переводе с санскритского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Йога — это совокупность методов, способствующих выработке единой, цельной личности, внутреннего единства.

Целью йоги является достижение и поддержание гармонии трех начал человека:
— Физического
— Умственно-эмоционального (психического)
— Духовного

Аспекты йоги

Раджа-йога это господство сознания над всеми тремя на чалами человека. Ее еще называют «высшей, царственной йогой». Она раскрывает все потенциальные способности лич ности. Для этого используются сложные приемы саморегуляции психики (самовнушение, отвлечение от внешних и внутренних раздражителей, концентрация внимания и др.).

Хатха-йога является подготовительным этапом Раджа-йоги. Термин «Хатха» символический и несет глубокий философский смысл. «Ха» солнце, «Тха» луна. Это символ единства противоположных начал. Во Вселенной противоположные начала существуют во всем (тепло холод, положительное отрица тельное, свет тьма, электрон протон, мужчина женщина и т.д.). Единство и гармония противоположностей создают равновесие. Хатха-йога это учение о физической гармонии, или гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, гидротерапев тические процедуры и т. д.) в отличие от психических средств воздействия Раджа-йоги. Хатха-йога ведет к физическому совер шенству и благополучию, что имеет важное значение для тела, ума и духа человека. Она учит, как добиться долгой, здоровой и счастливой жизни путем совершенствования здоровья. Здо ровье это всеобщее богатство. Не случайно многие авто ритетные йоги считают Хатха-йогу начальным звеном в достиже нии физического совершенства, так как «в здоровом теле здоровый дух»..

Бхакти-йога преданность высшим идеалам, бескорыстная любовь ко всему мирозданию. Через такое самораскрепощение происходит гармония личности.

Карма-йога активный труд и действие. Любое действие, работа должны совершаться с предельной самоотдачей и внима нием. В этом секрет любого успеха.

Джнани-йога достижение гармонии через знание, кропот ливое изучение и практикование всего, что способствует приобре тению мудрости. Мудрость это гармония знаний.

Тантра-йога изучение природы взаимодействия противопо ложностей и достижения гармонии посредством сексуальной жизни, в которой достигается ощущение единства со всей Все ленной с помощью контроля чувств, эмоций, действия и мантр.

Лая-йога ритмы и вибрации, идущие из Космоса и оказы вающие воздействие на биосферу Земли, т. е. космическая йога, способствующая достижению гармонии через познание биорит мов микро- и макромира.

Крия-йога внутреннее и внешнее очищение, морально-эти ческий аспект йоги. Чтобы взрастить добрый урожай, нужно расчистить заброшенную землю, выкорчевать пни. Так и в обучении йоге. Ученик должен избавиться от соб ственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, а вместо них воспитать в себе положи тельные качества, без которых гармония невозможна.

Мантра-, или Джапа-йога воздействие звуковых вибраций путем пения определенных гласных, слогов, при котором возни кают определенные звуковые колебания, положительно воздействующие на организм человека. В дальнейшем даже мысленное их повторение дает такой же эффект.

Прана-йога воздействие Праны (жизненной энергии) на организм человека.

Кундалини-йога развитие и использование скрытых сил человека.

Пурна-йога — комплексная йога, или синтез всех аспектов йоги.

Аштанга-йога — восьмиступенчатый путь тренировок. Продвигаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания полного господства на собой.

Имеются и другие, относительно редко встречающиеся аспек ты йоги (Нада-йога, Самадхи-йога и т.д.), которые чаще всего являются производными или синонимами указанных выше аспектов.

Кому показана йогаТакое разделение йоги в известной мере условно, но имеет большое методическое значение, так как позволяет заниматься йогой всем людям, независимо от пола, возраста, профессии, вероисповедания, национальности, учитывать особенности каж дого ученика, его индивидуальность, потребности и наклонности. По сути дела все аспекты йоги взаимно дополняют друг друга.

Йога ПатанджалиПредположительно в период между 2 в. до н.э. и 2 в. н. э. древнеиндийский философ Патанджали систематизировал накопленный к тому времени данные по йоге в своей книге «Йогасутра». Патанджали описал Аштангу-йогу (восьмиступенчатый путь тренировок).

Краткий перечень понятий йоги

Яма правила общественного поведения. На этой стадии человек обучается гармонии с обществом, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных и др.). Человек существо общественное. Все дальнейшие успехи в йоге целиком зависят от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонировать с ними.

Нияма кодекс личного поведения. На этой ступени Ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически, умственно и духовно.

Асана положение тела, поза. На этом этапе происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и сознания к дальнейшим ступеням.

Пранаяма контроль над энергетическими процессами орга низма в основном с помощью дыхательных приемов и само внушения.

Пратьяхара отвлечение чувств, осуществление полного кон троля над ними.

Дхарана концентрация внимания, память, терпение, сдер жанность.

Дхьяна медитация или созерцание объекта.

Самадхи устойчивая, управляемая Дхьяна, или состояние психического транса.

Первые четыре ступени, способствуя культурному развитию личности, оказывают на нее мощное психофизическое воздействие, гармонично ее совершенствуют, расширяют диапа зон адаптации к всевозможным отрицательным и чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Последние четыре ступени дают человеку возможность пол ностью контролировать работу тела и сознания и управлять ими. Ему становится по плечу решение любых реальных задач. Но ов ладение этими стадиями возможно только с помощью компе тентного учителя и после освоения первых четырех ступеней.

Йога прошлого и настоящего

Учение йогов одно из самых древних. Есть предположения, что йога и ее последователи существовали около 10 тыс. лет тому назад. Об этом свидетельствуют древнейшие памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды (а точнее, «Ригведа», которая, по мнению ученых, создана более 2,5 тыс. лет до нашей эры). Они представляли собой сборники знаний той эпохи и содержали самые разнообразные сведения: описание обрядов, поэтические гимны, воспевающие красоту природы, свод законов (Дхарма), регламентирующих социальную жизнь общества, и т.п.; в них были предприняты первые попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *